Спи́лберг Стивен (Spielberg) (р. 1947), американский кинорежиссёр, сценарист, продюсер. Работая в разных жанрах (мелодрама, «фильм ужасов», приключенческий фильм и др.), наряду со строгими, лаконичными по выразительным средствам фильмами «Дуэль» (1971), «Шугарлэнд-экспресс» (1974), «Цвет лиловый» (1985), создал суперзрелищные, насыщенные аттракционами ленты со сложными трюковыми съёмками, макетами: «Челюсти» (1975), «Инопланетянин» (1982), «Индиана Джонс и Храм рока» (1984), «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989), «Парк Юрского периода» (1993) и др. Достиг в своих работах высокого профессионального уровня и исключительного коммерческого успеха. В 1993 снял фильм о геноциде евреев во время 2-й мировой войны «Список Шиндлера», получивший широкий резонанс в мире, в 1998 - военную драму «Спасти рядового Райана».
* * *
СПИЛБЕРГ Стивен - СПИ́ЛБЕРГ (Spielberg) Стивен (р. 18 декабря 1947), американский кинорежиссер, продюсер, сценарист.
С детства снимал любительские фильмы. Первую сюжетную ленту с актерами снял в 12 лет в Финиксе. В 13 лет получил первый приз за 40-минутный фильм о войне «Побег в никуда» (1960).
Первый профессиональный короткометражный фильм «Эмблин» (1969) обеспечил ему контракт с компанией «Юниверсал». Спилберг - основная фигура нового американского кино: его художественная система послужила стартовой площадкой для творчества многих режиссеров «постшестидесятников». Мощнейший программный заряд и эзотеричность, которыми отмечены его фильмы, впервые проявились - еще несколько неуверенно - в финансовом рекордсмене 1975, ленте «Челюсти». Формально определив ее в рубрику «фильмы катастроф», критики не заметили новаторских элементов. Но по-настоящему новые идеи развернулись только в картине «Близкие контакты третьего вида» (1977). В этом фильме была найдена новая формула: фантастический элемент (в данном случае НЛО и их воздействие на Америку конца 1970-х годов) «вставляется» в гиперреалистически (и одновременно - трепетно романтически) показанную действительность, причем абсолютно без шва - как действующий фактор этой реальности.
Открытием стал получивший колоссальный успех фильм «E. T., Инопланетянин» (1982), в котором эта парадигма получила развитие и подтверждение. Не желая заниматься самоповторами в режиссуре, Спилберг создал фирму «Эмблин энтертейнмент». С точки зрения кинотеории, течение, которое возглавил Спилберг в Голливуде, принято называть «синефильством»: его представители снимают фильмы, опираясь на другие фильмы, а не на жизненный опыт, как было принято в традиционном кинематографе. Спилберг «провел ревизию» классического Голливуда и воссоздал на новом уровне гуманистическую традицию лент Ф. Капры (см. КАПРА Фрэнк)(недаром одной из любимых картин Спилберга является капровская «Жизнь прекрасна»). В каждом фильме Спилберга можно найти ссылки на классическое голливудское кино: в «Империи солнца» (1987) - на «Унесенных ветром» В. Флеминга; в «Близких контактах третьего вида» - на «Десять заповедей» С. Б. Де Милля (см. ДЕ МИЛЛЬ Сесиль Блаунт)и «Пиноккио»; в «E. T.» - на «Тихого человека» Дж. Форда (см. ФОРД Джон (кинорежиссер)) и «Волшебника из страны Оз» Флеминга; в «Списке Шиндлера» (1993) - на «Гражданина Кейна» О. Уэллса. При этом Спилберга можно считать адекватным представителем интересов, психологии и чаяний американского среднего класса - он очень хорошо знает жизнь современных пригородов, где, как он однажды выразился, «взрослеют с тремя родителями - матерью, отцом и телевизором».
Спилберг проложил Голливуду дорогу в современность, а сам некоторое время снимал не очень прибыльные фильмы («Цвет лиловый», 1985; «Всегда», 1989). Но уже в ленте «Капитан Крюк» (1991), грандиозном римейке полнометражного диснеевского мультфильма «Питер Пэн» (1953), Спилберг как бы собрал все мотивы и сюжеты своих картин и вывел инвариантный характер, в том или ином обличье присутствовавший во всех его фильмах, нестареющего мальчика-мужчину, почти что alter ego автора. В 1993 появился блокбастер «Парк юрского периода» (кассовые сборы составили 356, 8 миллионов долларов) - история динозавров, восстановленных в наши дни по генетическому коду. Причина грандиозного успеха лежит не столько в художественных достоинствах ленты (если не считать парада аттракционов, это не такое уж интересное кино, хотя бы в сравнении с «E. T.»), сколько точном продюсерском расчете, понимании того, чего в данный момент хочет зритель. В «Списке Шиндлера» (1993, 7 премий «Оскар», в том числе за фильм и режиссуру), снятом в прямо противоположной «Парку» аскетической черно-белой палитре, Спилберг отдал дань своей многострадальной нации. После почти четырехлетнего перерыва режиссер выпустил «Затерянный мир» - сиквел (см. СИКВЕЛ) «Парка юрского периода», собравший 230 миллионов долларов. Спилберг-продюсер громко заявил о себе, создав совместно с двумя другими магнатами - Джефри Катценбергом и Дейвидом Геффеном - киностудию «Dream Works». В 1998 вышел фильм «Спасение рядового Райана», где патриотический сюжет снят в стилизованной под документалистику манере. Едва ли не впервые на американском экране так натуралистично показаны ужасы войны.